ВсеСуды Мониторинг

Институт следственных судей

На прошлой неделе в Комитете гражданских инициатив была обнародована концепция возрождения в России института следственных судей.


Этой темой с подачи судьи Конституционного суда в отставке Тамары Морщаковой заинтересовался президент Владимир Путин и даже поручил Верховному суду изучить предложения Совета по правам человека на этот счет. Идея заключается в том, чтобы в каждом регионе появились по четыре следственных судьи, которые будут считаться \"обычными\" федеральными и назначаться по тем же правилам. На их финансирование, считает эксперт Конституционного суда Александр Смирнов, потребуется около 600 млн руб. в год.


Появление следственных судей, согласно проекту, заметят лишь стороны по делам, которые подсудны краевым, областным судам и судам городов федерального значения, а также по делам экономической направленности: мошенничестве (ч. 2–4 ст. 159–159.2 и 159.4–159.6, ч. 2 и 3 ст. 159.3 УК), присвоению или растрате (ч. 2–3 ст. 160 УК), незаконном предпринимательстве (ч. 2 ст. 171), производстве, приобретении, хранении, перевозке или сбыте товаров и продукции без маркировки или нанесения информации, предусмотренной законодательством РФ (ч. 2, 4, 6 ст. 171.1 УК). Разработчики проекта объясняют такую скромную компетенцию следственных судей стремлением сэкономить деньги из федерального бюджета.


Займутся следственные судьи, в случае реализации инициативы, контролем за предварительным следствием: будут давать разрешения на обыски, выемки в жилище, арест имущества, контроль телефонных переговоров, решать вопросы об избрании меры пресечения фигуранту дела, а также рассматривать жалобы на действия следователя и прокурора по делу. Кроме того, следственный судья получит право по ходатайству сторон проводить в судебном заседании допросы, очные ставки, проверки показаний на месте, а судебная экспертиза и вовсе будет назначаться исключительно им, следователей лишат такого права.


Полученная информация будет иметь статус судебных доказательств. При этом участники процесса смогут обжаловать, вплоть до надзора, решения следственного судьи, жаловаться на допущенные им процессуальные нарушения, но только если они нарушают их права и свободы.
Еще одним новшеством станет отказ от предварительных слушаний по таким делам, где \"обычный\" судья решает, можно ли рассматривать дело при наличии представленных доказательств. Ответ на этот вопрос будет искать следственный судья, чтобы у его коллеги, которому предстоит выносить приговор, не формировалось предвзятое отношение к подсудимому. Следственный судья отправит дело на рассмотрение по существу, если \"представленные стороной обвинения судебные доказательства достаточны для рассмотрения данного уголовного дела судом, то есть дают основания предполагать совершение обвиняемым инкриминируемых действий и при условии подтверждения их достоверности в судебном разбирательстве могут повлечь вынесение обвинительного приговора\". При этом авторы концепции полагают, что \"условно-обвинительный характер такого вывода не будет иметь негативных последствий для процесса\". \"Данное решение является для следственного судьи итоговым, и он не участвует в последующем судебном разбирательстве\", – говорится в проекте концепции.

879